четверг, 24 июня 2010 г.

Вышивка: попытка классификации.

Пытаясь что-то почитать о современной вышивке, ее классификации, тенденциях и направлениях развития, я столкнулась с тем, что такой информации…. Просто нет!
Встречаются либо статьи об истории вышивки, либо различные рекламные статьи от фирм-производителей схем. Да вообще отношение к вышивке крестом какое-то не серьезное, как к занятию для скучающих домохозяек, не отягощенных интеллектом..
Однажды мне попалась маленькая статейка с попыткой классификации вышивки. Вот взяв ее за основу, я и нарисовала эту схему.

В современной вышивке крестом четко определяются два направления – это вышивка (условно говоря) КАРТИНОК и вышивка (опять-таки условно) КАРТИН.

(Вышитые гобелены стоят в этой классификации особняком, почему так - я пыталась обосновать ЗДЕСЬ)

КАРТИНКИ могут быть ПРОСТЫМИ (я назвала эти сюжеты «мультяшными») и СЛОЖНЫМИ.
Если за образец схемы берется живописное полотно, то картина сначала перерисовывается, она адаптируется к возможностям передачи рисунка в нитках. И уже эта адаптированная картинка тщательно переводится в вышивальную схему. (картину можно перерисовывать и на компьютере, но суть от этого в данном случае не меняется)


Кроме того, в этих картинках часто используется множество видов различных швов, вышивание с различным количеством нитей, использование разных материалов (хлопок, шерсть, шелк, мохер и пр.), добавление металлика, бисера, лент и прочая и прочая…
Эти картинки могут вышиваться на мельчайшей канве, доводя уровень работ до ювелирного искусства..














Конечно, вышивальщицам всегда хотелось вышить большую настоящую КАРТИНУ, подобную живописному полотну. Здесь уже редко можно видеть разнообразие в швах, бэкстич или стразы. Только одинаковый по всему полотну стежок (крест, полукрест, петит-пойнт)
Схемы таких картин делались и в 19 веке, делаются и сейчас.
Конечно, их можно делать вручную (наши бабушки, например, расчерчивали в мелкую клеточку репродукцию из «Огонька» и вышивали)

Но с появлением компьютера, дизайнеры, конечно, не отказываются от его помощи.
Но использовать компьютер можно по-разному:

Компьютер – как ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА изображения, с последующей кропотливой доработкой вручную, сокращением количества цветов, вычищением одиночных крестиков, ручным добавлением смешанных цветов и так далее… Эта долгая и кропотливая работа, занимающая у дизайнера недели и месяцы. В результате мы имеем в той или иной степени приближенную к оригиналу схему, с количеством цветов, обычно не превышающим сотни.


Другой способ получения компьютерной схемы – как КОНЕЧНОГО ПРОДУКТА.
Это то, что мы называем «ПРОГОНОМ».

Вот здесь я отвлекусь, и призову вас не воспринимать слово «прогон» как нечто ругательное. Это просто способ получения вышивальной схемы, он появился только с появлением компьютеров, будем считать этот способ более «продвинутым», и имеющим право на существование наравне со всеми иными.
Здесь на первый план выходит уровень точности компьютерной программы, ее умение преобразовывать исходную репродукцию, умение считывать и синхронизировать цвета репродукции с цветами палитры ниток.
Хорошие качественные программы выдают схему, практически идеально повторяющую исходную репродукцию (естественно со скидками на то, что цвет нитки и величина крестика никогда не смогут равняться толщине кисти и структуре краски)
Кроме того, только такой способ может оперировать большим количеством цветов (порядка 200), вручную это сделать просто невозможно (оставим в стороне споры о том, нужно столько цветов или нет, и сколько цветов достаточно для хорошей схемы – это каждая вышивальщица решит для себя сама).

В итоге можно вышить картину, наиболее близко имитирующую живописное полотно. И здесь в лидерах будут те производители, кто сумеет сделать самую лучшую программу, соединив умения вышивальщика, дизайнера и программиста.

Чтобы пояснить разницу между этими двумя направлениями - Картин и Картинок, я приведу пример двух прекрасных, лучших каждая в своем направлении, схем. Эти схемы выполнены абсолютно разными дизайнерами,  разными  способами, на совершенно разном количестве цветов и размере. Повторю, они обе- лучшие, но каждая в своей нише.  
Лик Мадонны, выполнный Стоянокой - очень хорошо нарисованная, четко проработанная картинка (здесь нет уничижительного смысла, только класификационный термин).  И другая Мадонна - прогон ГК, но посмотрите, насколько этот прогон приблизился к имитации живописи! 


Еще пример разного подхода к производству схем для вышивки по образцам живописных полотен
Возьму три  очень хороших, просто отличных схемы, но сделанных разными производителями разными способами:
 Один производитель сделал хорошую картинку по картине Левашова, добавил для четкости бэкстич, ввел стежки крестом и полукрестом, в 1, 2, 4 и 6 нитей. Получились прекрасные тюльпаны (они урашают мою спальню).
Другой производитель сделал схему по картине Хейсума на компьютере, а потом долго (несколько месяцев) доводил ее вручную, сокращал цвета (здесь 85 цветов), добивался четкости линий. 
Третий производитель очень быстро прогнал репродукцию картины ван Дейла через свою программу (правда, не известно, скольок времени и сил он потратил на создание такой программы). Цветов много - 200. Линии, в сравнении с двумя предыдущим, более расплывчатые (хотя это одна из самых четких схем ГК). 


И вот теперь можно сравнить, насколько точно удалось производителям передать оириганл картины в отшивх. (мне, почему-то кажется, что ГК наилучшим образом имитирует живописное полотно).


Ну, а какая картина будет урашать Ваш дом - решать только Вам.  




Но какая бы ни была программа, она честно преобразует в схему, то, что мы в нее засунем (простите за вульгаризм). Поэтому надо понимать, что для получения качественного «прогона» нужно на «входе» в компьютер иметь очень качественный, пригодный для перевода в компьютерную схему, исходный образец.
  • Во-первых, он должен быть большого разрешения;
  • Во-вторых, должен учитывать законы вышивки (например, нитки не могут передать прозрачность краски, поэтому даже легкие тени в нитках будут выглядеть жестче, грубее; а легкий солнечный блик превратиться в нитках в незаштопанную белую заплатку)
  • В-третьих, надо понимать, что, для того, чтобы нарисовать нитками тонкие линии (веточки, например) или множество мелких предметов, размер схемы должен быть большим (или даже очень большим, до 900 крестиков);
  • В-четвертых, чтобы иметь четкое изображение на вышивке (а оно заведомо будет более расплывчатым, чем в живописном оригинале), оригинал должен быть очень четким (пусть даже будет излишне четким).
А это значит, что исходную репродукцию для будущей вышивки надо тщательно подбирать и исправлять и подгонять ее к требованиям вышивки. 



И отдельным вопросом я бы рассматривала вопрос
КАЧЕСТВА схем.
Слишком часто мы читаем о том, что прогон – это плохо, а вручную проработанная схема – это хорошо.
Нет. Не так.
Давайте ВСЕ схемы разделим на КАЧЕСТВЕННЫЕ и ХАЛТУРУ.

И выяснится, что халтура есть у всех видов производства схем: и ручных, и компьютерных.
Не зря ведь у нас есть фирмы-любимцы: ДИМ, Тея Гувернер, Стоянка, ГК, Вилер....
Они все разные, но общее у них одно – хорошее качество продукции.

Больше того: я бы призвала вышивальщиц критически относиться к каждой выбранной схеме, не взирая на статус ее фирмы-производителя: у одних и тех же родителей схемы могут родится лучшего или худшего качества.

10 комментариев:

  1. Что тут скажешь - актуально!Наводит на размышления.Спасибо, нужная тема!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, как всегда, прочитала с интересом!

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный прокомментировал(а) ваше сообщение "Вышивка: попытка классификации.":

    Да... Шили-шили, ни о чём не тужили, а тут вдруг на сцене появляется ГК, предлагая огромный выбор КАРТИН.Сначала я согласилась с теми, кто обозвал огромные схемы прогоном в плохом смысле слово, но через год-другой, наткнувшись на отшивы, стала присматриваться к процессам. Потом и сама решилась на вышивальный подвиг.
    Я не ожидала, что дело это такое сложное и длительное. За три месяца первого рывка серо-буро-унылые нитки надоели до тошноты. Не выдержав, бросила всю эту тягомотину и стала дошивать яркий красивый орнамент. Закончив его, хотела начать подобный узор, но потом опять, пересмотрев чужие процессы, взялась за ГК. Через два месяца работы из мешанины крестиков жутких цветов стали проступать детали будущей картины, но сново не выдержала и начала ваять букет. Он получился красочным, нарядным и нравился всем.Кроме меня, поэтому я опять засела за свой многострадальный ГК, но капитулировала после двух месяцев.
    Я вообще решила больше не мучиться, а вышить одну из девушек своей любимой Стоянки, на которые давно заглядывалась. Лицо вышилось почти мгновенно, но как же оно меня разочаровало! Оно было красивым, но по сравнению с лицом от ГК, над которым я бьюсь, каким-то кукольным. Увы, это была очередная картинка, а я поняла, что картинки, даже самые красивые, меня больше не устраивают. Попробовав однажды вышивать ГК, будешь сражаться с этими одиночками до победы, а потом захочешь другого ГК, потому что ГК - это даже не вышивка в привычном для нас смысле, ГК - это ЖИВОПИСЬ КРЕСТИКОМ. Поэтому с нетерпением жду новых разработок и каждый раз всё больше склоняюсь к мысли, которая уже стала девизом многих поклонников вышитых полотен: лучше ГК может быть только ГК!

    ОтветитьУдалить
  4. интересная классификация, не могу согласиться со всем, но мысль "не все прогоны - зло во плоти" очень свежа)) Некоторые сюжеты требуют "пиксельности" рисунка(дробления и одиночек) и слава тем, кто за это берется, но, имхо, это уже не совсем вышивка.

    ОтветитьУдалить
  5. ...собственно и вся эта тема родилась из вопроса "Что такое СОВРЕМЕННАЯ вышивка крестом?"...
    появились новые требования,новые возможности, новые технологии получения схем, а понятие о вышивке все те же, из 19 века: рушники-рубашки-наволочки, маленький цветочек занять руки скучающей барышни...
    Поэтому и нужно расширять понятие "вышивка" и не бояться того, что у нее появились новые проявления.
    ...бояться надо уродства,безвкусицы и халтуры...

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за статью.Узнала много нового.

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный19 июля 2012 г., 2:12

    Прекрасная статья и очень интересная тема.Действительно,среди основной массы вышивальщиц слово и схема "прогон" имеют отрицательную "окраску". Хотя именно эти схемы самые интересные по цветовому решению и наиболее близки к оригиналу.Согласна с Вами и в том, что основная масса зрителей( и не только простых созерцателей, но и людей с искусствоведческим образованием)относятся к вышивке и вышивальщицам снисходительно-высокомерно(особенно это касается вторых). Расценивая занятие вышивкой и сами вышивки как некое легкомысленное хобби "скучающей барышни..",люди зачастую не понимают скольких усилий стоит создание работ, которыми они потом любуются.Стереотипы мышления разрушаются очень медленно и трудно. С помощью интернета, возможно, это произойдёт быстрее. С уважением, Ольга.

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо за Ваш огромный труд, очень познавательные статьи. Я вышиваю всего два с половиной года, две недели назад загорелась найти "свою" вышивку, именно картину,а не картинку. И только сейчас поняла насколько я в этом дилетант... Спасибо, что раскладываете все "по полочкам", иначе нам, начинающим не избежать обидных, дорогостоящих разочарований!

    ОтветитьУдалить
  9. Анонимный6 июня 2013 г., 5:12

    Благодарю за Вашу классификацию, за помощь в понимании своего места в этом "легкомысленном хобби". Я тоже начинала с картинок, которые превращала в подушки, салфетки, т.к. на мой взгляд они не тянули на картины, которые можно оформить в раму и повесить на стену. Затем вышила несколько наборов Dimension- это уже красиво и оценено окружающими. А параллельно уже почти полгода разглядываю шедевры ГК,и нашла свою картину из разряда "хочу-не могу" моего любимого Claude Monet "The Clouds" или "Japanese Bridge". Возможно Вам известно об отшитых картинах. Берут сомнения как это будет выглядеть в нитках, т.к. имела счастье любоваться этими картинами вживую.
    С уважением, Татьяна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ох, Татьяна, Вы наступили на мою мозоль :))
      Дело в том, что к импрессионизму в вышивке я отношусь очень неоднозначно :) - http://hobbyshtu4ki.blogspot.ru/search/label/%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC
      Тем не менее, я думаю, что вышивать импрессионистов можно, но повезет, есил будет хорошая схема. - Почитайте комментарий к Японскому мостику (внизу, под увеличенной картинкой) http://fondu4ok.com/ru/services/pattern/box?maybe
      Что касается ГК658 - по-моему, немного не хватает размера, и мне лично хочется убрать "загрязненность времени"; ГК 954 - хорошая схема. если придираться, я бы хотела чуть бОльшую четкость картинки, т.к. при вышивании она слегка размажется, и будет как раз то, что и у Моне :)

      Удалить