Когда я писала про Попытку классификации современной вышивки, вышитые гобелены я поставила совершенно обособленно от всех других видов вышивки крестом, причем существуют они на равных правах с другими видами вышивки. Почему? Вот в этом я и хочу попробовать разобраться.
Небольшой экскурс в историю гобеленов.
(Из Википедии): Гобелен - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную из цветных шелковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой. Нити основы переплетаются цветными шерстяными или шелковыми нитями, при этом нити основы полностью покрываются. Так как процесс создания шпалеры трудоемок и требует времени, один ковер обычно выполняют несколько мастеров.
В Брокгаузе и Ефроне гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».
Слово «гобелен» возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов. Первоначально тканые безворсовые ковры назывались шпалерами, Аррасами (по названию города Арраса), вердюрами (изображения животных и птиц на фоне природы). В XX веке появились новые названия: текстильное панно, таписсерия.
Небольшой экскурс в историю гобеленов.
(Из Википедии): Гобелен - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную из цветных шелковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой. Нити основы переплетаются цветными шерстяными или шелковыми нитями, при этом нити основы полностью покрываются. Так как процесс создания шпалеры трудоемок и требует времени, один ковер обычно выполняют несколько мастеров.
В Брокгаузе и Ефроне гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».
Слово «гобелен» возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов. Первоначально тканые безворсовые ковры назывались шпалерами, Аррасами (по названию города Арраса), вердюрами (изображения животных и птиц на фоне природы). В XX веке появились новые названия: текстильное панно, таписсерия.
Для ранних средневековых шпалер характерна ограниченность цветовой гаммы, монументальность и насыщенность символикой: на гладком фоне геометрические узоры, геральдические знаки, растительный орнамент. В XIV веке возникают шпалеры на исторические сюжеты. В XV веке во Франции появились шпалеры «мильфлер» (mille fleur, что означает «тысяча цветов»). На тёмном зелёном или красном фоне рассыпано множество букетиков цветов и ягод, часто изображённых с ботанической точностью. На цветочном фоне изображались аллегорические сюжеты, сцены из сельской жизни и сюжеты из Библии, отдельные фигуры юношей и девушек, животных и птиц. К концу XV века в шпалерах появляется реалистический пейзаж.
Изображение на шпалере копировалось с так называемого картона. Картон — это подготовительный рисунок для будущей шпалеры, как бы модель шпалеры в натуральную величину. По одному картону можно создать несколько шпалер, одинаковых, но каждый раз отличающихся друг от друга. Гобелен не должен стараться в точности копировать свой картон. Это, скорее, вариации на тему... (картон и гобелен Рафаэля Санти "Удачный улов" для Сикстинской капеллы). Т.к. картон чаще всего располагался за спиной ткача, то часто изображения на картне и гобелене были зеркальными...
Техника гобеленового производства очень проста, но требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом гобеленов может быть только образованный художник, в своём роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что средства его состоят не в полотне, палитре с красками и кистях, а в нитяной основе, шпульках с разноцветной шерстью и искусных пальцах. Так как ему приходится воспроизводить оригиналы, писанные масляными или фресковыми красками, и притом почти всегда оригиналы первоклассные, то для того, чтобы копировать их с достаточной точностью, он должен быть сведущ в рисунке, колорите и светотени не меньше настоящего живописца, а сверх того, обладать ещё и полным знанием своих специальных средств. Опытный гобеленщик может исполнить, в среднем, не более 28 кв. см. в день, или 4/5 кв. метра в год.
Огромные шпалеры я видела на стенах средневековых замков Франции, Германии, Чехии. Эти настенные ковры, кроме декоративного, имели еще и утилитарное значение: утеплить огромные каменные плохо протапливаемые помещения. Позже, когда шпалеры вошли в моду, они появились на дворцовых стенах и более теплых стран.
Есть еще один секрет у старинных гобеленов, их удивительное свойство. Если разглядывать их с неудачного места, то можно и разочароваться - гобелены покажутся настолько блёклыми, что на них будет трудно что-либо различить. Однако стоит измениться углу зрения или освещению, как оттенки становятся девственно яркими. Более того, они мерцают и изменяются. Секрет этого эффекта - в бессчетном количестве крошечных стежков из шерсти и шелка. Их рельефные поверхности по-разному отражают свет.
В ХХ веке возродил искусство гобелена художник Жан Люрса. По Люрса, природа шпалеры отлична от природы живописи маслом — она просто не может точно копировать картину. Ж. Люрса обратился к средневековым шпалерам и выявил основные принципы ручного шпалерного ткачества:
- в тканой работе должно использоваться ограниченное количество цветов;
- шпалера должна создаваться для стены, т.е. быть плоскостной и предназначаться для конкретного помещения;
- шпалера должна выполняться по картону, созданному в натуральную величину;
- структура плетения должна быть подобна произведениям средневековых мастеров, то есть довольно крупная;
- шпалере присуща монументальность и декоративность.
Люрса заменил и сам подход к картону, эскиз не решался в цвете, на нем лишь обозначались номера окрашенной пряжи. Благодаря этому мастера могли выткать за месяц 1 метр гобелена, это уменьшило стоимость шпалеры, а значит, появились заказчики…
- в тканой работе должно использоваться ограниченное количество цветов;
- шпалера должна создаваться для стены, т.е. быть плоскостной и предназначаться для конкретного помещения;
- шпалера должна выполняться по картону, созданному в натуральную величину;
- структура плетения должна быть подобна произведениям средневековых мастеров, то есть довольно крупная;
- шпалере присуща монументальность и декоративность.
Люрса заменил и сам подход к картону, эскиз не решался в цвете, на нем лишь обозначались номера окрашенной пряжи. Благодаря этому мастера могли выткать за месяц 1 метр гобелена, это уменьшило стоимость шпалеры, а значит, появились заказчики…
***********************************************
Итак, гобелен – это совершенно отдельный, самостоятельный вид прикладного искусства, и с вышивкой его роднит разве что материал – нитки.
А теперь надо понять, что же такое мы вышиваем, называя свою работу «гобеленом»?
Кто-то называет гобеленом просто большую по размеру вышивку; кто-то – вышивку с полностью зашитым фоном; кто-то – вышивку различными гобеленовыми стежками (эти стежки должны быть похожими на нити утка тканого гобелена – маленькие вертикальные или наклонные чёрточки)…
Все это присуще гобеленам, но не отражает сути того, что мы имеем в виду, говоря «я вышиваю гобелен».
… Это совсем не мы придумали вышивать гобелен. Вышивки по мотивам роскошных дорогих гобеленов появились в эпоху королевы Елизаветы, рукодельницы которой с энтузиазмом копировали узоры Европейских гобеленов на канву. Вышивка на канве узоров с гобеленов была доступной по средствам домашней рукодельной имитацией.
Точно так же и мы, вышивая гобелен (не важно, старинный или современный сюжет), мы пытаемся ИМИТИРОВАТЬ в технике вышивки крестом изображение, вытканное в технике гобелена (аналогично тому, как вышивая «Мону Лизу», или «Мачтовый лес» Шишкина по схеме от ГК, мы пытаемся в другой технике (технике вышивки крестом) ИМИТИРОВАТЬ живопись маслом на холсте).
И поэтому производители вышивальных гобеленовых схем ДОЛЖНЫ придерживаться законов гобеленного искусства. И тот, кто лучше других сумеет сымитировать тканое по законам гобелена полотно, тот и станет лидером в производстве гобеленовых схем.
(на сегодняшний день, как мне кажется, этим требованиям соответствует «Wiehler Gobelin»… Но, может быть, опытные вышивальщицы меня поправят) .
… Естественно, время (рынок, коммерция, спрос) вносят свои коррективы: сегодня вряд ли найдется вышивальщица, которая возьмется вышивать полотно в 20 кв м। Поэтому схемы приобрели более реальные для нас размеры। Но законы гобелена должны сохранятся и в небольших схемах. Т.е. производитель должен, подобно средневековому ткачу, сначала «соткать по картону» гобелен (возможно, виртуально), и только потом, наиболее точно сымитировать, прорисовать полученный тканый результат в схеме. для вышивки.
Ну и наконец, я предлагаю просто полюбоваться на роскошные, богатейшие гобелены прошлого и настоящего, проникнуться их духом, вспомнить законы Люрса, и…। после этого уже выбирать себе наиболее подходящую схему для вышивки своего гобелена! Удачи!
P.S. Отсюда следует грустный вывод, объясняющий неудачные схемы по фотографиям старинных гобеленов, полученные «прогонным» способом ( в частности разработки ГК):
Гобелен - это такая штука, которую нельзя прогнать через какую-либо программу и вышивать потом те цвета, которые программа выдаст (крестик вправо, крестик влево…). Да и не использовали для гобеленов 200 цветов! И одиночек там нет практически. И контуры предметов точно очерчены, причем если цветочек голубой, то и другой такой же будет голубым, а не ультрамариновым или еще каким-то блендовым... Это я к тому, что схему для гобелена надо ручками рисовать, взяв за основу сам тканый гобелен…
А для "прогонных" производителей лучше оставить многоцветную живопись - это у ГК отлично получается!
А с другой стороны, на основании всего вышеизложенного, я разрешила для себя несколько проблем, с которыми раньше не могла найти консенсуса.
Например, я не вижу больше противоречия в выборе, какая схема лучше?
А с другой стороны, на основании всего вышеизложенного, я разрешила для себя несколько проблем, с которыми раньше не могла найти консенсуса.
Например, я не вижу больше противоречия в выборе, какая схема лучше?
Не надо больше спорить о том, зачем Маркусу 200 цветов, если Вилер делает то же из 47?!. Это не одно и то же, они делают разные вещи! Это имитация в вышивке совершенно разных жанров искусства! Обе эти схемы превосходны. Просто в одном случае я хочу вышить имитацию живописи, а в другом – имитацию гобелена. С одним и тем же сюжетом… Ведь этот сюжет может быть повторен и в мозаике, например, или в витраже – мы же не будем спорить, что лучше: витраж или живопись? Это разные вещи. Более того, ведь я могу имитировать этот витраж в технике вышивки крестом… и это будет еще одна, совсем не похожая вышивка! вот такая круговерть…
Шей что хочешь: живопись, гобелен, витраж, гравюру и пр и пр! И во всем этом останется только один критерий выбора – качество схемы.***********************************
(Эта статья далась мне довольно трудно, я разговаривала, советовалась со своими вышивальными подругами, спорила, соглашалась, читала, искала материал, и пр и пр… Огромная благодарность Лорис и Лиле за мысли, аргументы, ссылки, картинки, споры, практический опыт…)
ЖДУ ВАШИХ МНЕНИЙ, СОМНЕНИЙ, ПРЕДЛОЖЕНИЙ!
***********************************
ВотЗДЕСЬ статья про историю гобеленов (более подробно)
и там же показаны виды гобеленовых стежков для вышивки.
ВотЗДЕСЬ статья про историю гобеленов (более подробно)
и там же показаны виды гобеленовых стежков для вышивки.
Литература:
Прекрасная статья с картинками в Википедии
Современные производители - О старинных гобеленах
Истрия гобелена с древних времен
Современные Российские гобелены
История гобеленов с XIV по XXI век (хорошо написано)
Картоны Рафаэля Санти для гобеленов Сикстинской капеллы.
Блог о гобеленах с картинками
Продажа гобеленов – дорогих и роскошных (не купить – так хоть полюбоваться!)
Заказ гобеленов в Москве
Комментариев нет:
Отправить комментарий